В самостоятельных занятиях родители, старшие братья, сестры и другие взрослые должны оказывать помощь школьникам 1–2 классов, особенно в первое время или при освоении новых упражнений. Надо помнить, что перед самостоятельным выполнением любых физических упражнений следует хорошо размяться. Такие упражнения обязательно включаются в каждую вашу тренировку.
Физическая нагрузка повышается постепенно от занятия к занятию. Проводить занятия лучше всего на свежем воздухе. Учитель физкультуры поможет разобраться в упражнениях, исправит ошибки в технике выполнения различных движений. В нормативы комплекса входят три беговых упражнения различной направленности. В самостоятельных занятиях при обучении бегу на скорость необходимо уделять внимание правильной работе рук, свободному прямолинейному бегу на носках с достаточно высоким подниманием бедра и параллельной постановкой стоп.
Для развития быстроты подойдут следующие упражнения, которые следует выполнять на протяжении 10–20 м, повторяя их 2–5 раз, после полного восстановления: 24 имитация движений руками во время бега стоя на месте в медленном и быстром темпе; то же в сочетании с бегом на месте с высоким подниманием бедра; бег на месте в медленном, среднем и быстром темпе; бег с высоким подниманием бедра; бег прыжками; семенящий бег; бег коротким, средним и длинным шагом; бег с изменением частоты шагов; бег по линии; бег с ускорением; равномерный бег с последующим ускорением; выбегание через падение изо.с.; выбегание из различных исходных положений; высокий старт с последующим ускорением.
При сдаче беговых норм на короткие дистанции большое значение имеет правильное и быстрое выбегание с высокого старта, поэтому в самостоятельных занятиях стоит уделить ему повышенное внимание. До подачи стартовых команд необходимо находиться не ближе чем на 1,5–2 м от стартовой линии. По команде «На старт!» бегун ставит толчковую ногу вперед на всю ступню, носком вплотную к линии старта; маховую ногу отставляет на полшага назад, располагая ее на переднюю часть стопы. При этом обе ступни ставятся параллельно друг другу по движению. В этот момент необходимо избегать излишнего напряжения всех мышц тела – бегун находится в этом положении в свободном состоянии. По команде «Внимание!» следует перенести массу тела на толчковую ногу; обе ноги сгибаются в коленных суставах; туловище наклоняется вперед; руки сгибаются в локтях; вперед выносится рука противоположная толчковой ноге, другая рука немного отводится локтем назад или свободно опускается вниз в полусогнутом положении. 25 По команде «Марш!» начинается бег с помощью активного движения на себя маховой ноги согнутой в колене. Первые шаги необходимо мощно проталкиваться и акцентировано работать маховой ногой, к тому же они выполняются упругой постановкой стоп под себя при сохранении общего наклона. В дальнейшем длина шагов увеличивается, туловище выпрямляется. Для закрепления правильной работы руками во время бега можно использовать в самостоятельных занятиях (в том числе и в утренней гимнастике, и в физкультминутках) следующие упражнения: стоя или сидя, беговые движения руками с разной частотой (10–20 сек); стоя, беговые движения руками с разной частотой со сгибанием ног в коленях (при увеличении частоты – сгибание коленей до положения полуприсед, при замедлении темпа – возвращение в основную стойку).
В развитии ловкости вам помогут упражнения улучшающие способность к реагированию и быстроте перестроения движений: ходьба с изменением направления и скорости движения; бег с изменением направления движения (змейкой, по кругу, спиной вперед); бег коротким, средним и длинным шагом; бег из разных исходных положений (упор лежа, упор присев, сед и др.); бег с разным положением рук; челночный бег 3х5, 3х10м; челночный бег с передвижением приставными шагами.
В самостоятельных занятиях необходимо уделять внимание и продолжительному бегу, развивающему выносливость. В нем большое значение имеет экономичная техника бега, управление скоростью, правильное распределение сил по дистанции, постановка дыхания. Этому могут способствовать следующие упражнения: 26 имитация движений руками при продолжительном беге в течение 1–2 мин; имитация движений руками с одновременным попеременным сгибанием ног в коленном суставе в течение 1–2 мин; толчком двух ног легкие подпрыгивания на месте с имитацией движений руками; ходьба в темпе выше среднего в течение 5–15 мин; чередование ходьбы в быстром темпе (10 с) с медленной ходьбой в течение 15–20 с, выполняя упражнение 3–5 мин; взбегание вверх по лестничным пролетам, наступая на каждую ступеньку (следить за активной работой рук); чередование бега с ходьбой (50 м – бег; 100 м – ходьба) в течение 1–4 мин; бег с равномерном темпе в течение 1 мин, с постепенным добавлением на следующих занятиях по 30 с (до 4 мин и более); бег с равномерной скоростью 500–1500 м.